Информационные технологии

Формирование информационного пространства в период информатизации предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.

Становление цивилизованных рыночных отношений в нашей стране невозможно без широко использования новых информационных технологий во всех социально значимых видах человеческой деятельности.

Понятие «технология» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами.

Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют данные.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.

Информационный продукт используется, в частности, для принятия решений. Существует разница между понятиями «информационная система” и «информационная технология”. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование). Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой.

Информационные технологии состоят из этапов, каждый из них включает операции, а последние состоят из элементарных действий, таких как нажатие какой-нибудь клавиши, выбор позиции в меню и т.д.

Динамика внедрения информационных технологий
Динамика внедрения информационных технологий

 

Программные средства информационных систем

  • базовое программное обеспечение;
  • инструментальные средства;
  • прикладные средства.

К базовому программному обеспечению относятся локальные и сетевые операционные системы (Windows, Unix, Solaris, OS/2, Linux и др.), а также сервисные средства для расширения возможностей операционных систем, обеспечения работоспособности компьютеров и выполнения процедур обслуживания АИС (антивирусные программы, архиваторы файлов, утилиты для тестирования компьютеров и сетей и т.п.).

Инструментальные средства предназначены для изготовления новых программ. Это алгоритмические языки, интериретаторы и колипляторы к ним.

Прикладные программные средства включают:

  • ПС общего назначения (офисные, коммуникаций, мультимедиа, издательские системы, переводчики и пр.).
  • Методо-ориентированные ПС (статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление проектами, экспертные системы, искусственный интеллект и др.).
  • Проблемно-ориентированные ПС (локальные, комплексные, интегрированные, корпоративные и др.).

В информационных технологиях экономических систем широкое распространение получили офисные программы, включающие: табличные процессоры; текстовые процессоры; СУБД; интегрированные пакеты и пр.

Этапы развития информационных технологии

Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.

  • С начала шестидесятых годов. Характерно решение трудоемких задач, в частности, в области бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием вычислительных средств.

    Централизованная обработка экономических данных имеет достоинства: Возможность обращения пользователей к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры. Сравнительная легкость внедрения новых решений благодаря наличию специализированных подразделений предприятия (вычислительных центров).

    Недостатки централизованной обработки: Ограничена ответственность пользователей за результаты решения экономических задач. Ограничены возможности пользователя по получению и использованию информации.

  • С середины семидесятых годов. Этот этап связан с появлением ПЭВМ. Происходит смещение технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализованной обработки данных.

    Достоинства децентрализованной обработки: Повышается ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач. Появляются возможности для проявления инициативы и творческого развития пользователя.

    Недостатками децентрализованной обработки экономических данных: Сложность стандартизации из-за большого числа уникальных достижений. Психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых продуктов. Неравномерность развития уровня информационной технологии на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.

  • С начала девяностых годов. Ориентировка меняется на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.). Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки экономических данных.

В настоящее время используется понятие «новая информационная технология”. Это понятие предполагает:

  • Использование персональных компьютеров и сетей ПК.
  • Наличие коммуникационных средств.
  • Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером.
  • Наличие интеграционного подхода.
  • Гибкость процессов изменения данных и постановок задач.
  • Органическое «встраивание” компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления.

Классификация информационных технологии

  • по способу реализации,
  • по степени охвата задач управления,
  • по классу реализуемых технологических операций,
  • по типу пользовательского интерфейса,
  • по способу построения сети,
  • по обслуживаемым предметным областям и пр.

По способу реализации в АИС выделяют традиционные и новые информационные технологии.

По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:

  • электронная обработка экономических данных;
  • автоматизация функций управления;
  • поддержка принятия решений;
  • электронный офис;
  • экспертная поддержка.

По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:

  • работа с текстовым редактором;
  • работа с табличным процессором;
  • работа с СУБД.
  • работа с графическими объектами;
  • мультимедийные системы;
  • гипертекстовые системы.

По типу пользовательского интерфейса различают АИТ пакетные, диалоговые, сетевые.

По способу построения сети бывают АИТ локальные, многоуровневые, распределенные.

По обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.

Примеры работ

Материалы сайта

Обращаем Ваше внимание на то, что все материалы опубликованы для образовательных целей.