Лекции по дисциплинам

Информатизация общества

Компьютеризация является не самоцелью, а средством дальнейшей информатизации человеческого общества. С этих позиций можно выделить несколько замечательных изобретений, приведших к гигантским качественным "скачкам” в получении, накоплении и использовании новых знаний.

Информационные революции

Первая информационная революция вызвана изобретением письменности, позволившей фиксировать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению.

Вторая — связана с изобретением книгопечатания, которое дало возможность передавать знания широкому кругу пользователей.

Третья — вызвана появлением и развитием телеграфа, телефона, радио и телевидения, позволяющих оперативно передавать и получать информацию на расстоянии.

Четвертая — связана с изобретением ЭВМ, внедрением компьютерных сетей и информационных коммуникаций.

В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный "скачок” вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов.

Современное человеческое общество живет в период небывалого роста информационных потоков. Общая сумма знаний, начиная с 1900 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 — ежегодно.

В результате возникло и проявилось в полной мере противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами возникающей информации.

В промышленности рост объемов информации происходит в связи с увеличением объема производства, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов, усложнением технологических процессов.

В рыночной экономике предъявляются повышенные требования к оперативности, достоверности, аналитичности информации, без которой невозможна эффективная банковская, финансовая, страховая, маркетинговая и любая другая экономическая деятельность. Справиться с ростом объемов информации в управлении невозможно на пути экстенсивного развития, ведущего к увеличению абсолютной численности управленческого персонала.

Современный этап информатизации связан с использованием персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, создания сетей ЭВМ. Возрастает потребность в разработке и применении эффективных решений в сфере информационной индустрии. Она занимается производством технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.

Информационное общество

На определенном этапе развития информационной индустрии рождается информационное общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний.

Создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей. Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, открывающих принципиально новые возможности международного информационного обмена.

Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве СНГ, могла бы стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

Рейтинг готовности стран к информационному обществу

Рисунок 1. Рейтинг готовности стран к информационному обществу

Информатизация Российского общества — организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти и производственных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Задачи информатизации общества

Количество, качество и доступность информационных систем и ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.

Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. В целом потенциал ИР России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире.

На первый план выдвигается ликвидация информационного кризиса, приоритет информационного ресурса по сравнению с другими материальными ресурсами, развитие информационной индустрии.

План перехода на оказание услуг в электронном виде

Рисунок 2. План перехода на оказание услуг в электронном виде

Вместе с тем наблюдаются и негативные тенденции: увеличивается проникновение в частную жизнь людей, сокращается занятость, ухудшается здоровье пользователей информационных технологий и т.п.

Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы значит обладать информационной культурой. Это необходимое профессиональное качество бухгалтеров, финансистов, менеджеров, банковских служащих и т.д.

В деятельности любой фирмы присутствует информационный ресурс — это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), т.е. документированные знания.

Информационный ресурс для каждой страны является стратегическим ресурсом, аналогичным по важности запасам энергии, ископаемых, сырья и прочим источникам. Информационные ресурсы являются исходной базой для создания информационных продуктов. Последние являются результатом интеллектуальной деятельности человека и распространяются с помощью услуг.

Посредством информационных услуг осуществляется получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Юридической основой этой операции должен быть договор между двумя сторонами — поставщиком и потребителем, а источником информационных услуг — базы данных. Они могут существовать в компьютерном и некомпьютерном вариантах, в виде библиографических и небиблиографических взаимосвязанных данных, основанных на общих правилах описания, хранения и манипулирования данными.